Опалубочные работы

При производстве работ по монтажу элементов опалубки неоходимо соблюдать требования, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» часть 1. «Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» Часть 2. Строительное производство, «Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ» ППБ-01-03.

В процессе монтажа конструкций монтажники должны находиться на ранее установленных и надежно закрепленных конструкциях или средствах подмащивания.
Для прохода на рабочее место монтажники должны использовать оборудованные системы доступа (лестницы, трапы, мостики).
Нахождение монтажников на элементах строительных конструкций, удерживаемых краном, не допускается.

Навесные монтажные площадки, лестницы и другие приспособления, необходимые для работы монтажников на высоте, следует устанавливать и закреплять на монтируемых конструкциях до их подъема.

Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов.

При отсутствии ограждения рабочих мест на высоте монтажники обязаны применять предохранительные пояса в комплекте со страховочным устройством. При этом монтажники должны выполнять требования ТИ Р О 055.

Очистку подлежащих монтажу элементов строительных конструкций от грязи и наледи следует осуществлять до их подъема. При строповке строительных конструкций монтажники обязаны выполнять требования ТИ Р О 060.

При монтаже конструкций опалубки сигналы машинисту крана должны подаваться только одним лицом: при строповке изделий стропальщиком, при их установке в проектное положение бригадиром или звеньевым, кроме сигнала «Стоп», который может быть подан любым работником, заметившим явную опасность.

В процессе перемещения конструкций опалубки на место установки с помощью крана монтажники обязаны соблюдать следующие габариты приближения их к ранее установленным конструкциям и существующим зданиям и сооружениям:

  • Допустимое приближение стрелы крана - не более 1 м.
  • Минимальный зазор при переносе конструкций над ранее установленными - 0,5 м.
  • Ддопустимое приближение поворотной части грузоподъемного крана - не менее 1 м.

Предварительное наведение конструкции на место установки необходимо осуществлять с помощью оттяжек пенькового или капронового каната. В процессе подъема-подачи и наведения конструкции на место установки монтажникам запрещается наматывать на руку конец каната.

Перед установкой опалубки в проектное положение монтажники обязаны:

  • Осмотреть место установки конструкций опалубки и проверить наличие разбивочных и геометрических осей на опорной поверхности.
  • Приготовить необходимую оснастку для ее проектного или временного закрепления.
  • Проверить отсутствие людей внизу непосредственно под местом монтажа конструкции. Запрещается нахождение людей под монтируемыми элементами до установки их в проектное положение и окончательного закрепления.

При установке элементов строительных конструкций в проектное положение монтажники обязаны:

  • Производить наводку конструкции на место установки, не применяя значительных физических усилий.
  • Осуществлять окончательное совмещение разбивочных и геометрических осей с помощью монтажного ломика или специального инструмента (конусных оправок, сборочных пробок и др.). Проверять совпадение отверстий пальцами рук не допускается.

После установки опалубки в проектное положение необходимо произвести ее закрепление согласно требованиям проекта производства работ. При этом должна быть обеспечена устойчивость и неподвижность смонтированной конструкции при воздействии монтажных и ветровых нагрузок.

Крепление следует производить за ранее закрепленные конструкции, обеспечивая геометрическую неизменяемость монтируемого здания (сооружения).

Временное крепление монтируемых конструкций разрешается снимать только после их постоянного закрепления в соответствии с требованиями проекта.

Опорные части опалубки необходимо устанавливать на надежном основании, исключающем возможность неравномерной осадки бетонируемых конструкций. В местах подъема материалов на подвижную опалубку необходимо на подвесных лесах делать сплошную обшивку. Рабочие, принимающие материалы наверху, должны быть связаны сигнализацией с мотористом грузоподъемной лебедки.

Настилы рабочего пола и подвесных лесов необходимо систематически очищать от остатков бетона и мусора.

Скопление людей и складирование материала на леcаx, подмостях: и т. п. в количествах, превышающих расчетные нагрузки, запрещается. Материалы, инструмент допускается складировать только в специально отведенных местах. Неравномерная нагрузка и перегрузка настилов, подмостей и т. п. а также загромождение мест работы и проходов, запрещается.

Доски настилов, подмостей и лесов должны быть уложены сплошь без зазоров, промежутков, порогов, надежно пришиты гвоздями к прогонам, не должны прогибаться от нагрузок (толщина досок настила должна быть не менее 50мм или определяться проектом). Концы досок настилов должны находиться на опорах и пришиваться к ним гвоздями. Доски настилов с внутренней стороны должны подходить вплотную к объекту. Настилы лесов с наружной стороны должны быть ограждены перилами в три доски.

Доски поручней должны быть гладко остроганы. Нижняя доска перил должна прилегать вплотную к настилу. Планки, придающие жесткость настилу, должны быть подшиты снизу, а торчащие гвозди загнуты.

Все отверстия в рабочем полу подвижной опалубки должны быть закрыты, оставленные при бетонировании отверстия в железобетонных перекрытиях после снятия опалубки следует ограждать или закрывать прочно закрепленными щитами. При подаче элементов опалубки к местам их установки при помощи кранов не разрешается задевать ими заранее установленные конструкции или их части.

Разборка опалубки может производиться только с разрешения производителя работ или мастера, а в ответственных случаях (например, при пролетах свыше 6 м и сооружений тонкостенных конструкций) с разрешения гл. инженера строительства.

Перед началом разборки опалубки следует проверить прочность бетона, установить отсутствие нагрузок, превышающих допустимые, и дефектов, которые могут повлечь за собой чрезмерные деформации или обрушение конструкций после снятия опалубки.

При разборке опалубки ж/бетонных конструкций следует принимать меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов или конструкций.

Запрещается складывать на подмостях или рабочем полу разбираемые элементы опалубки или материалы от ее разборки, а также сбрасывание их с сооружения.

Материалы от разборки опалубки следует немедленно опускать на землю, сортировать (с удалением торчащих гвоздей и скоб и складывать в штабель).

Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случаях обнаружения неисправности грузоподъемного крана, рельсового пути, грузоподъемных устройств или технологической оснастки монтажники обязаны дать машинисту крана команду «Стоп» и поставить об этом в известность руководителя работ.

При обнаружении неустойчивого положения монтируемых конструкций, технологической оснастки или средств защиты монтажники должны поставить об этом в известность руководителя работ или бригадира.

При изменении погодных условий (увеличении скорости ветра до 15 м/с и более, при снегопаде, грозе или тумане), ухудшающих видимость, работы необходимо приостановить и доложить руководителю.

по окончании работы

По окончании работы монтажники обязаны:

  • Оложить в отведенное для хранения место технологическую оснастку и средства защиты работающих.
  • Очистить от отходов строительных материалов и монтируемых конструкций рабочее место и привести его в порядок.
  • Оообщить руководителю или бригадиру о всех неполадках, возникших в процессе работы.